Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

В этих задачах использованы реальные тексты (чаще фрагменты) различных жанров: художественные произведения, репортажи, рецензии и пр. Однако фразы этих текстов перемешаны. Задание состоит в том, чтобы восстановить оригинальный порядок исходя из грамматических, семантических и логических связей. В этих задачах важно не только предложить то или иное решение, но и обосновать его. В том случае, если возможны альтернативные решения (авторский порядок не является единственно возможным), их также следует обосновать.


Задача 1

Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из короткого рассказа Д.Хармса без названия. Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое решение (описав все внутренние связи).

1. И он был глубоко прав.
2. И похудел.
3. К нему стали приставать дамы, расспрашивая его, как он добился того, что похудел.
4. Но похудевший отвечал дамам, что мужчине худеть к лицу, а дамам не к лицу, что, мол, дамы должны быть полными.
5. Один толстый человек придумал способ похудеть.


Задача 2

Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из рассказа Д.Хармса «О Пушкине». Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое решение (описав все внутренние связи).

1. А о Гоголе писать нельзя.
2. А потому, вместо того чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе.
3. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь.
4. И Александры I, и II, и III – просто пузыри по сравнению с Пушкиным.
5. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто.
6. Наполеон менее велик, чем Пушкин.
7. Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно.
8. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу.
9. Пушкин – великий поэт.
10. Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает.
11. Хотя Гоголь так велик, что о нем и написать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине.


Задача 3

В задаче использовано стихотворение Екатерины Гробовской «Письмо в Сухуми», строки которого перемешаны. Предлагается восстановить авторский порядок, используя, естественно, не только семантические категории.

1. Вспоминать и говорить.
2. Встав потом...
3. Как вы встали на колени,
4. Как мы ели чахохбили,
5. Как мы пили «Ахашени»,
6. Как отряхивали брюки,
7. Можно будет повторить,
8. На груди сложивши руки –
9. Неужели вы забыли,
10. Так – крестом,
11. Только что теперь об этом
12. Я опять приеду летом –


Задача 4. Строки данного стихотворения перемешаны. Предлагается восстановить авторский порядок, используя, естественно, не только семантические категории.


1. Вспоминать и говорить.
2. Встав потом...
3. Как Вы встали на колени,
4. Как мы ели чахохбили,
5. Как мы пили «Ахашени»,
6. Как отряхивали брюки,
7. Можно будет повторить.
8. На груди сложивши руки –
9. Неужели Вы забыли,
10. Так – крестом,
11. Только что теперь об этом
12. Я опять приеду летом –

 

И еще задачи

 

Задача 5. Прочитайте следующий отрывок из детской повести Н. Гернет и Г. Ягдфельда «Катя и крокодил». Обратите внимание на то, как между собеседницами нарастает напряженность и создается конфликтная ситуация.

Какие языковые средства при этом используются?

— Здравствуйте, Надежда Петровна! — приветливо сказала бабушка. — А я-то думала, что наши...

— Ваш кот нюхал мое молоко! — сказала Надежда Петровна, поджав губы. — Сколько раз я просила вас не пускать его бегать по карнизу!

— Извините, — сказала бабушка.

— Интересно, почему это все коты со всего двора лезут именно в мое окошко? — продолжала Надежда Петровна, поднимаясь на чердак. — А кто не умеет воспитывать котов, пусть не держит!

— Ладно уж, иди себе, — пробормотала бабушка.

 

Задача 6. Один из героев философских диалогов французского энциклопедиста Дени Дидро (1713—1784) говорит так:

Уже потому, что ни один человек не бывает абсолютно похож на другого, мы в точности никогда друг друга не понимаем, нас никогда в точности не понимают; всегда дается больше или меньше; в наших рассуждениях мы всегда или выходим за пределы ощущений, или не полностью выражаем то, что дано в ощущениях. Нетрудно заметить разницу в суждениях. На самом деле этих различий в тысячу раз больше, но мы их не замечаем и, к счастью, не можем заметить...

Согласны ли вы с этим положением? Если да, проиллюстрируйте его примерами из своей речевой практики.

 

Задача 7. Прочитайте следующий отрывок из повести Виктории Токаревой «Лавина»:

— Давайте познакомимся, — сказала женщина. — Я Люля.

— Игорь Николаевич.

— Тогда Елена Геннадьевна.

Почему женщина назвала себя сначала Люлей, а потом — Еленой Геннадьевной? В чем принципиальная разница между этими двумя именами?

 

Задача 8. Согласно правилам английского, немецкого, французского языков, полное имя человека состоит обычно из двух частей: имени и фамилии. В русском языке таких частей три: имя, отчество и фамилия. Какую роль играет в этом составном наименовании отчество? Когда употребление отчества обязательно? Каковы преимущества и недостатки трехчленной системы именования по сравнению с двучленной, свойственной западноевропейским языкам?

 

Задача 9. Местоимения все и никто — антонимы. А можно ли себе представить речевую ситуацию, в которой они оказались бы синонимичными? Придумайте такое высказывание.

 

Задача 10. Прочитайте следующий отрывок из руководства для врачей:

Деструкция гипоталамуса и верхней части стебля гипофиза в результате неопластической или гранулематозной инфильтрации может обусловить развитие клинической картины НД.

Что вам удалось понять? На основании чего мы можем утверждать, что это — текст на русском языке?




 

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru