Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям.
Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья.
Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.
Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Рассматривая работу с родителями выделим две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную.
Индивидуальная работа психолога заключается в индивидуальном консультировании по заявленной проблеме.
Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.
Целью работы психолога с родителями – является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
Задачи:
согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.
Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами.
Опираясь на рассмотренные принципы, мы начинали работу с родителями, используя знакомые формы, т.е методы, в которых от них требовалась минимальная активность. А затем по мере появления доверия включали методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы.
Работа школьного психолога многогранна и подобна айсбергу - большая ее часть не видна. Немного приоткрыть ее и облегчить поможет этот раздел сайта. Интересные материалы ищите в высыпающемся меню.