Методическое объединение классных руководителей - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей.
Методическое объединение (МО) классных руководителей - одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасную возможность для повышения уровня профессионального мастерства педагогов. Руководит подготовкой, организацией и работой МО председатель МО (заместитель директора по воспитательной работе), утвержденный директором лицея. Его роль заключается в планировании работы МО, в подготовке и организации заседаний, анализе, корректировании и подведении итогов работы.
В лицее работает одно методическое объединение классных руководителей (для учителей 1-11-х классов).
Методическое объединение проводится один раз в месяц в течение всего учебного года.
МО классных руководителей разрабатывает на учебный год воспитательную проблему и на своих заседаниях обсуждает отдельные ее аспекты. В результате члены МО определяют содержание и методику реализации выбранной проблемы, знакомятся с опытом друг друга, вырабатывают единую педагогическую стратегию.
Основные задачи методических объединений классных руководителей:
Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.
Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в лицее.
Помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса, а именно: диагностировать уровень развития обучающихся, выстраивать на основе полученных данных технологические, реально достижимые цели и задачи педагогической деятельности.
Повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей, а именно: творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы и т.д.
Оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы с учащимися.
Функции методического объединения классных руководителей:
Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.
Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.
Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.
Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
Обсуждает социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
Методическое объединение классных руководителей ведет следующую документацию:
список членов методического объединения;
годовой план работы методического объединения;
протоколы заседаний методического объединения;
программы деятельности;
аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля (копии справок, приказов);
инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
материалы «методической копилки классного руководителя».
Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей (заместителя директора по воспитательной работе).
ОН отвечает:
за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
за своевременное составление документации о работе объединения и проведенных мероприятиях;
за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
за повышение научно-методического уровня воспитательной работы; за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей.
Руководитель методического объединения классных руководителей организует:
взаимодействие классных руководителей - членов методического объединения между собой и с другими подразделениями лицея;
открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;
консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;
планирование и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;
содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;
участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей;
и участвует в научно-исследовательской, а также организовывает исследовательские (творческие) группы педагогов и курирует их деятельность.
Методическая работа педагогического коллектива МОУ лицей № 173 предполагает соответствие следующим принципам:
Научности - т.е. поиск и разработки учителя должны иметь глубокую методологическую основу, опираясь при этом на:
универсальные научные теории;
аксиомы гуманитарного, психолого-педагогического знания (законы культурного и психологического развития Л.С. Выготского, различные теории личности, личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева и т.п.);
основы профессионально-педагогической деятельности (психология труда учителя - А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина; учение о структуре и природе труда учителя - В.А. Сластенин, теория личностно ориентированного образования - В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).
Гуманитаризации - основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира.
Системности, который предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества образовательного процесса - осмысление теоретических основ образовательной программы - разработка методического инструмента ее решения - внедрение его в образовательную программу - подготовка методологических рекомендаций - презентаций.
Актуальности и востребованности, т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы, и т.д.
Культуросообразности - разработка содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой культуры народов России, региональной культуры народов Урала.
Методическая работа соответствует реальным задачам лицея и имеет практическую направленность.
Цель - научить ребенка социальным умениям:
осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
развивать свои силы и способности;
понимать и принимать других;
адекватно оценивать свои силы и находить возможность их применения;
контролировать себя;
адаптироваться к социальным условиям и др.
Задачи:
1. Формирование социально значимых и необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся.
Это предполагает, что ребенок:
уверен в себе, активен, не боится пробовать;
умеет быть терпеливым к другим людям, не похожим на него;
способен к самообразованию;
умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
2. Формирование единого подхода к пониманию личности ребенка как активного участника и субъекта общественных отношений.
3. Изучение особенностей личностного развития школьника в условиях семьи и школы.
4. Создание необходимых условий для развития личности в процессе воспитания.
Содержание методической работы разрабатывается на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов-воспитателей.
Используемые формы методической работы:
консультация;
деловая игра;
круглый стол;
лекция;
учебно-практическая конференция;
педагогическая трибуна - обмен опытом;
тренинг;
практикум, семинар;
«мозговой штурм»;
экспересс-анкеты.