Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: гербарии цветковых растений в цветущем состоянии, по возможности с плодами, лупы, препаровальные иглы, линейка (для работы подходят растения пастушья сумка, сурепка, так как у этих растений на одном стебле одновременно можно увидеть и плоды и семена).
Цель: ознакомиться с внешним видом спорового растения, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении.
Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги.
Цель: познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, научить пользоваться микроскопом, изготавливать временный препарат.
Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек ваты, нитка, волос или другие объекты для рассматривания.
Цель: рассмотреть общий вид растительной клетки, научиться изображать рассмотренный микропрепарат, продолжить формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов.
Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.
Цели: рассмотреть строение растительной клетки, продолжать учиться изображать растительный микропрепарат; продолжать формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов и навык работы с микроскопом.
Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа, препаровальная игла, пинцет.
Цели: показать особенности строения семян двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: размоченные семена фасоли, размоченные зерновки пшеницы, лупа, препаровальная игла, пинцет, скальпель.
Цели: показать особенности строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Цели: познакомить учащихся со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли (гороха, огурца и т.д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т.д.), в возрасте, 5-7 дней и 10-12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Цели: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения, сравнить строение вегетативной и генеративной почек растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Цели: показать особенности строения корневища и луковицы, сравнить строение этих видоизмененных побегов, сделать вывод о том, что эти части растений действительно являются видоизмененными побегами; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.
Оборудование: гербарии листа ивы.
Цели: научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев.
Оборудование: гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев. Определительные таблицы-памятки.
Цели: познакомиться со строением кожицы листа как покровной тканью; выявить связь строения кожицы листа с выполняемыми ею функциями.
Оборудование: свежие листья герани, микроскоп, препаровальная игла, скальпель, пинцет, предметное и покровное стекла, пипетка, водный раствор йода.(Можно использовать готовый микропрепарат «эпидермис листа герани»).
Цели: познакомиться со строением основной ткани листа, показать различия в строении столбчатой и губчатой ткани; выявить связь строения основной ткани листа с выполняемыми функциями.
Оборудование: постоянные микропрепараты «поперечный срез листа камелии», микроскоп.
Цели: познакомить учащихся с общим (микроскопическим) строением стебля.
Оборудование: живые веточки липы, скальпель, лупа, готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», микроскоп.
Цели: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам.
Оборудование: коллекции плодов и семян, плоды гороха (фасоли, акации), сурепки (капусты, редьки), подсолнечника, пшеницы (ржи, кукурузы), сливы (вишни, персика, абрикоса), томата (смородины, винограда).
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами и навык выполнения биологического рисунка.
Цели: познакомить учащихся со строением одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, продолжать навык работы с натуральными объектами, умение изготавливать временные микропрепараты, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: познакомить учащихся со строением многоклеточной зеленой водоросли спирогиры, продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: ознакомиться с внешним видом высшего спорового растения на примере папоротника, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: познакомиться с типичными представителем семейства розоцветные на примере распространенного местного вида -шиповника; научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.
Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении однодольных и двудольных растений; формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении однодольных и двудольных растений; формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Цели: познакомить учащихся с внешним строением бактериальной клетки; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: культура бактерий сенной палочки, навозного настоя, загнивающих семян гороха, предметные и покровные стекла, пипетка, стеклянная палочка, микроскоп с увеличением в 500-600 раз.
Цели: познакомить учащихся со строением плодовых тел шляпочных грибов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы (зафиксированные в крепком растворе соли или спирте), лупа, пинцет, препаровальный нож, ванночки для зафиксированных объектов, готовый препарат «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».
Цели: познакомить учащихся со строением плесневых грибов на примере пеницилла и мукора, а также со строением дрожжей; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянная палочка, препаровальная игла, пипетка, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп.
Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарии растений семейства сложноцветные (одуванчик полевой, ромашка, пижма, мать-и-мачеха, астра), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.
Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарии растений семейства пасленовые (табак душистый, дурман вонючий, петунья гибридная, белена черная, паслен черный, помидор съедобный, картофель), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.
Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомиться с характерными представителями семейства крестоцветные на примере местных распространенных видов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой (пастушьей сумки, сурепицы обыкновенной), влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветов редьки дикой (или других видов с достаточно крупными цветками), коллекции плодов, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, пинцет, лупа..
Цели: ознакомиться с внешним строением хвоща полевого как представителя высших споровых растений; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: засушенные спороносные и вегетативные побеги хвоща полевого с корневищами, гербарий различных видов хвощей с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла.
Цели: познакомиться с особенностями строения торфяного мха сфагнума; выявить основные отличия зеленых и торфяных мхов; продолжать навык работы с натуральными объектами, умение изготавливать временные микропрепараты,навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: засушенные растения мха сфагнума с коробочками, немонтированные на лист бумаги, микроскоп, предметные и покровные стекла, емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет.