Школярик

Сила знаний

РУССКИЙ ЯЗЫК

Знаев

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

Уроки Совы Филиновны

 

Задания

Задания № 1 и № 2 рекомендуются школьникам 4-9 классов (и не учи­тываются при подведении итогов в 10 и 11 классах), остальные задания адресованы школьникам всех классов.

Не обязательно пытаться хоть что-нибудь сказать по каждому вопросу — лучше как можно более обстоятельно выполнить одно зада­ние или ответить только на понятные и посильные вопросы в каждом задании.



Задание 1. (4-9 классы)

Перед вами отрывки из двух произведений.

Изготовление деревянных фигур в полный человеческий рост было для X делом новым, и для начала он соорудил пробного солдата. Конечно, у этого солдата было свирепое лицо, глазами послужили стек­лянные пуговицы. Оживляя солдата, X посыпал ему голову и грудь чудесным порошком, несколько замешкался, и вдруг деревянная рука, разогнувшись, нанесла ему такой сильный удар, что он отлетел на пять шагов. Разозлившись, X схватил топор и хотел было изрубить лежавшую на полу фигуру, но тут же опомнился.

«Себе работы наделаю, — подумал он. — Однако и силища же у него... С такими солдатами я буду непобедим!»

У вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

«Как бы мне её назвать? — раздумывал У. — Назову-ка я её Z. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Z: отец — 55, мать — Z, дети — тоже Z... Все они жили весело и бес­печно. ..»

Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза...

Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него... У и виду не подал, что испугался, только ласково спросил:

— Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня? < ... >

У ... продолжал стругать, вырезывать, ковырять. Сделал кукле под­бородок, шею, плечи, туловище, руки... Но едва окончил выстругивать последний пальчик, Z начал колотить кулачками У по лысине, щипаться и щекотаться.


Назовите героев этих отрывков (их имена скрываются под бук­вами X, У, Z), произведения и их авторов.

Сравните изображённые ситуации и героев (напоминаем, что семе­нить значит выявить и сходное, и различное). Можно ли по этим отрывкам понять, как авторы относятся к своим героям?

Припомните как можно больше легенд, сказок, произведений рус­ской и зарубежной литературы, в которых неодушевлённый предмет, изготовленный человеком, оживает; назовите их авторов (если есть) и персонажей.

Если можете, расскажите, какие похожие ситуации и приключе­ния встречаются в разных историях об оживающих предметах.

— Послушай, — сказал У строго,

ведь я ещё не кончил тебя масте-                 Что же дальше-то будет... А?..

 — рить, а ты уже принялся баловаться...      И он строго поглядел на Z.



Задание 2. (4-9 классы)

Прочитайте стихотворение современного детского поэта Андрея Усачёва "Великий могучий русский язык".

Напишите, что вам показалось смешным в этом стихотворении и какой нешуточный смысл можно в нём обнаружить.

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал — французский,

А я дал месье по пузу!

Мы в бой с ним вступили близкий,

Катались, вопили, рычали...

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.

Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.

С трудом нас разняли прохожие...

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие Великие языки!

 

 

Задание 3.

Авторы приведённых ниже стихотворений — Ф. И. Тют­чев (1803-1873) и М. А. Кузмин (1872-1936).

Какое стихотворение написано Тютчевым,? Почему вы так счита­ете?

Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чём основные различия между ними.

Какое из стихотворений написано в устойчивой форме, имеющей особое название? Каковы главные признаки этой формы?

Из глубины земли источник бьёт.

Его художник опытной рукою,

Украсив хитро чашей золотою,

Преобразил в шумящий водомёт.

Из тьмы струя, свершая свой полёт,

Спадает в чашу звучных капль толпою,

И золотится радужной игрою,

И чаша та таинственно поёт.

В глубь сердца скорбь ударила меня,

И громкий крик мой к небу простирался,

Коснулся неба, радужно распался

И в чашу чудную упал звеня.

Мне петь велит любви лишь сладкий яд —

Но в счастии уста мои молчат.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты...

 

Задание 4.

Действие рассказа современного русского писателя Эфраима Севелы (1928-2010) «Белые ночи» происходит во время Вели­кой Отечественной войны. Перед валш отрывок из этого рассказа.

Лицо немца было бледно. Под стать его белокурым, от пота слип­шимся на лбу волосам. А в бесцветных, как небо над тундрой, глазах застыл ужас, какой только может охватить человека перед лицом неиз­бежной, неминуемой гибели. Эта смерть сосредоточилась в круглом чёрном отверстии пистолета, мерно качавшемся в такт тяжёлым неук­люжим шагам русского лётчика.

Саша перешёл с бега на шаг. Не потому что устал. Он разглядел лицо врага. Нормальное человеческое лицо. До жути обыкновенное лицо испуганного мальчишки. Немец был намного моложе его. Без шлемофона, со взъерошенными потными волосами, ему и двадцати лет не дашь. И запал ярости, какой клокотал в Саше, пока он гонял его в небе, а потом бежал с пистолетом в руке по земле, стал быстро улетучиваться, и уже последние шаги, отделявшие его от немца, Саша прошёл, смущённо опустив пистолет к бедру.

<... > И, глядя в мягкое, окончательно не сформировавшееся по-мужски лицо немецкого лётчика, которого он ещё минуту назад был готов растерзать, Саша смутился и от смущения улыбнулся. Немец ухватился за эту улыбку, как утопающий за спасательный круг, и тоже улыбнулся, часто-часто заморгав рыжеватыми ресницами...

Как вы думаете, как могут дальше развиваться события в этом рассказе?

Этот фрагмент написан под несомненным влиянием русской клас­сической литературы, и прежде всего одного конкретного произведе­ния. Какого именно? Какие эпизоды из этого произведения вам, в этой связи вспоминаются?

Какие вам известны произведения русской и зарубежной литера­туры, в которых изображена встреча лицом, к лицу представителей враждующих лагерей, стран, армий?

Зачем писателям могут понадобиться подобные эпизоды и чем они могут заканчиваться? (Рассмотрите несколько примеров.)



Задание 5. Поэма Евгения Евтушенко (род. в 1932 г.) "Братская ГЭС" начинается обращением к великим предшественникам. Вот несколько фрагментов с пропущенными фамилиями поэтов.

 

... Прошу смиренно помощи у вас, великие российские поэты...

Дай, [1], мне свою певучесть,

свою раскованную речь, свою пленительную участь — как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, [2], уняв мою резвость,

боль иссеченной музы твоей — у парадных подъездов, у рельсов и в просторах лесов и полей. Дай твоей неизящности силу. Дай мне подвиг мучительный твой, чтоб идти, волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой.

Дай, [3], смещенье дней,

смущенье веток,

сращенье запахов, теней

с мученьем века,

чтоб слово, садом бормоча,

цвело и зрело,

чтобы вовек твоя свеча

во мне горела.

[4], дай на счастье нежность мне

к берёзкам и лугам, к зверью и людям

и ко всему другому на земле,

что мы с тобой так беззащитно любим...

Дай, [5], мне

глыбастость,

буйство, бас,

непримиримость грозную к подонкам, чтоб смог и я,

сквозь время прорубясь, сказать о нём

товарищам потомкам.



Восстановите пропущенные фамилии [1], [2], [3], [4], [5].

Как можно полнее объясните своё решение.

Сочините своё стихотворное обращение к ещё какому-нибудь из­вестному поэту; постарайтесь при этом использовать те же приё­мы, помогающие и без фамилии узнать, о каком поэте речь. (Но, ра­зумеется, фамилию в это обращение включить нужно.)

 

Поиск

Тетрадкин Град

МАТЕМАТИКА

Урок биологии

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru